Францисканская любовь


Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах.
/Слова старца Зосимы из Братьев Карамазовых Ф. М. Достоевского/

Мы начнём нашу добрую историю с маленького городка Ассизи, из которого потом вышел самый яркий за всю историю мира покровитель животных.
Он называл их своими братьями, он проповедовал им учение Добра и Мира, он свидетельствовал перед ними благость, красоту и милосердие Бога.
Однажды, проходя мимо поля, на котором было много птиц, он обратился с проповедью к сёстрам воронам и братьям голубям
Святой Франциск Ассизский один из самых известных и самых почитаемых западных святых в России.
Жития св. Франциска изобилуют рассказами о его нежном отношении ко всему живому.
Любовь свою к животным Франциск проявлял не только на словах. Как-то раз он встретил мальчика, который нёс на базар сеть с горлинками, и пожалел птиц, чья жизнь закончится на вертеле, а потому попросил уступить их ему. Тотчас же мальчик отдал их Франциску, и святой, прижав их к груди, нежно проговорил: О, горлинки, простые сёстры мои, невинные и чистые, отчего вы позволили схватить себя? Я хочу спасти вас от смерти и сделать для вас гнёзда.
Франциск сделал им гнёзда, и они жили у монастыря, словно ручные.
Из птиц больше всего любил он хохлатых жаворонков именно за их хохолок, напоминавший ему капюшон меньших братьев.
Он говорил, что если бы мог, просил бы императора ради любви к Богу издать закон, который воспретил бы охоту на жаворонков, и другой, который велел бы всем управителям городов, владельцам замков и деревень в Рождественские дни посылать на дороги людей, чтобы те рассыпали крупу и пшеничные зёрна, а братья жаворонки и другие птицы в столь торжественный праздник могли найти себе еду. Это начало XIII века
Кстати, первый в истории Европейского континента закон об охране птиц был издан, как считают, во времена архиепископа города Трира Теодориха II, который правил с 1212 по 1242 год. Конкретно закон гласил следующее: Кто поймает птицу, которая называется везде синицей, да будет предан анафеме. Суровое наказание означало проклятие, отлучение от Церкви.
В XIII в., когда ещё только закладывались предпосылки научно-технической революции, принёсшей великие блага и породившей великие угрозы, св. Франциск указал на другое, бережное отношение к природе.
Святой запрещал монахам, рубившим деревья, повреждать их кор-ни, чтобы сохранить у деревьев надежду на быстрое возрождение.
Он умел видеть красоту и доброту во всех созданиях, даже в дождевых червях, которых он убирал с дороги, чтобы прохожие их не раздавили.
Но источник этой знаменитой францисканской любви – не столько тонкая и поэтическая организация Франциска, сколько его духовность.
Мысль о единстве и красоте Божиего мира наиболее полно нашла в знаменитом Гимне брату Солнцу:
Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освещаешь нас.
И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несёт знак от Тебя, Всевышний.
Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звёзды, которые на небо Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными. Восхваляем Ты, Мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даёшь Ты пропитание своим созданиям.
Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма и доступна, и ценна, и чиста.
Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен, и приятен, и мощен, и силён.
Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой.
Это поэтическое произведение св. Франциска, было написано незадолго до смерти, летом 1225 года в хижине, построенной для него около церкви св. Дамиана, где он впервые услышал голос Господа. Франциск был совершенно болен, так как, помимо общего истощения и незаживающих ран – стигматов, у него началось обострение хронического воспаления век болезни, которой он заразился во время своей миссионерской поездки на Восток.Мучительная операция, которую его уговорили сделать, – прижигание калёным железом- не дала никаких результатов. И в этом состоянии, когда глаза его не могли без ужасающей боли видеть солнечный свет, св. Франциск написал хвалебную песнь брату Солнцу. В устах св. Франциска написанный им гимн был молитвой благодарности Богу за этот прекрасный мир, который Он создал для людей.
Многие ли знают, что Франциск так объяснял прекрасные слова, обращённые им к солнцу и огню: Мы все слепы и Господь просвещает наши глаза благодаря творениям Своим?
Многие ли знают, что прилагательное драгоценные (драгоценные звёзды) Франциск всегда употреблял исключительно по отношению к Евхаристии и всему, что с нею связано? И что вода была для него смиренной, драгоценной и чистой (он даже не вступал в неё из опасения её замутить) потому, что напоминала ему о смиренном и чистом Христе, воде живой? Святой Франциск не одинок, японский поэт Фухаку в своём хокку пишет:

Как ноги сполоснуть?
Я замутить не в силах
Прозрачную волну!

Св. Франциск любил воду, которая бежит вприпрыжку, утоляет жажду, смывает грязь и всегда искал самый чистый источник, чтобы погрузить в него руки; любил яркие камешки и легко ступал по ним; любил небо и чистое, и облачное; землю с её плодородием. Но всегда, словно новое чудо, восхищал его свет свет солнца, свет огня, и он говорил, что каждое утро, лишь только встанет солнце, все создания должны прославлять Бога.
Однажды он пришёл в городок Альвиано, чтобы проповедовать там слово Божие, и вот, поднявшись на возвышенное место, он призвал народ к молчанию. Все замолчали и с почтением приготовились выслушать его, но тут налетело множество ласточек болтливых и мечущихся бестолково туда и сюда, у которых в этом месте были гнёзда. Они шумели так, что люди не могли разобрать слов святого Франциска, и тогда он заговорил с птицами, ска-зав им так: Сёстры мои ласточки, пришло уже время и мне поговорить, а вы уже наболтались вдоволь. Слушайте слово Господне и пребудьте в покое и молчании, доколе не исполнится слово Господне И эти птички, к изумлению и восхищению всех присутствующих, немедля смолкли, но не улетели с этого места, пока не закончилась проповедь. Люди, видевшие это знамение, исполнились величайшего изумления.

Слава Тебе, Господи мой, за все твои творения,
особенно же за достославного брата нашего Солнце, что день зачинает и светом нас освещает,
в лучах блистает и в лепоте великой и являет
образ Твой, Господи!..

Когда он остановился в общине Греччо, один из братьев принёс ему живого зайчонка, попавшегося в силки. Увидев его, Франциск произнёс: Брат мой, зайчишка, подойди ко мне. Что же это ты дал себя поймать?
А зайчик подбежал к святому, словно нашёл безопасное убежище. Так он просидел тихонько некоторое время, но затем св. Франциск отпустил его, чтобы тот вернулся в свой лес. То же чувство любви и сострадания испытывал он и в отношении рыб, которых, если была у него такая возможность, выпускал живыми в реку. Однажды, когда он, будучи возле озера Пьедилуко, решил отправиться в плавание на какойто лодчонке, рыбак, благочестия ради, отдал ему только что пойманную рыбу, которую в народе называют линем. Он принял рыбу с радостью и благодарностью, по обычаю своему назвал рыбу братом и тут же отпустил её за борт лодки в воду, благоговейно прославляя имя Господа.
Всякое дыхание да хвалит господа (Пс. 150, 6)
Природа была более всего осуждена в средневековом понимании. Видимый мир представлялся дьявольским маревом, изукрашенным всем великолепием природы лишь для того, чтобы приводить людей к дьяволу. Христианство было принято как аскеза страха и сокрушения; человек мог подвергать себя ей, при-рода, очевидно, не могла.
Св.Франциск принес с собой аскетизм радости, который не требовал осуждения природы. Печаль, которая была постоянной, нужна дьяволу. Франциск Ассизкий седьмое правило 1221 года посвещает радости:
Да остерегаются показываться печальными, внутри себя смут-ными и немощными, но да покажут себя веселящемися о Господе, лику-ющими и приветливыми ( Regulum. 1221 г.).
Эта заповедь радости сделала радостным аскетизм Франциска.
А как радовала его душу прелесть цветов, когда он видел их совер-шенную форму и вдыхал сладостный аромат!
И если где – нибудь встречалось ему большое множество цветов, он подходил к ним и им проповедовал, призывая воздать хвалу Господу, словно и они были наделены разумом. Так же колосья и виноградные гроздья, камни и леса, воды источников и зелень садов, саму землю и огонь, воздух и ветер он в целомудрии душевном склонял возлюбить Господа и ободрял их воздать Ему хвалу.
Ко всему творению он обращался с именем брата и каким то дивным, никому другому не доступным образом метко задевал внутрен-нюю, сердечную тайну любого творения, так что и сама тварь освобож-дена была в свободу славы детей Божиих.
Бесконечная любовь ко всему, созданному Богом, охватывает и воспламеняет всё существо св. Франциска.
Когда св. Франциск жил в городе Губбио, появился громадный волк, страшный и свирепый, пожиравший не только животных, но и нападающий даже на людей, так что все горожане находились в страхе. Ввиду этого, святой Франциск решил выйти из города к волку, возлагая всё упование на Бога. Все увидели как волк вышел навстречу Франциску из своего логова с разинутой пастью.
Святой осенил его знамением крес-та и сказал: Брат волк, повелеваю тебе, во имя Христа, не делать зла ни мне, никому другому.
Страшный волк закрыл пасть, подошёл кротко, как ягнёнок, и, пав к ногам святого Франциска, остался лежать. Святой Франциск тогда сказал: Брат волк, повелеваю тебе, во имя Иисуса Христа, без всяких сомнений идти за мной, чтобы заключить мир во имя Божие .
Горожане сильно удивились, что волк послушно идёт рядом со святым.
Мужчины и женщины, юноши и старики потянулись на площадь, чтобы взглянуть на волка со святым Франциском. Святой Франциск обратился к народу:
Брат волк, который здесь перед вами, обещал мне и заверил меня, что заключил с вами мир и никогда ни в чём не будет обижать вас, если вы обещаете давать ему ежедневно необходимую пищу После этого волк прожил в Губбио два года и, как ручной, ходил по домам от двери к двери, не причиняя зла никому и люди любезно кормили его. Два года спустя брат волк умер от старости, а горожане долго вспоминали про добродетель и святость святого Франциска.
Один знатный человек из Сиенской земли послал в подарок заболевшему Франциску фазана. Святой принял подарок и, как всегда бывало в таких случаях, сказал ему: Хвала нашему Создателю, брат фазан!
Затем, обратившись к братьям, продолжал: Испытаем теперь, хочет ли брат фазан остаться с нами или он предпочитает вернуться в места привычные и более подходящие для него.
Один брат по просьбе Святого, отнёс фазана далеко в виноградник, но он быстро вернулся к келье св. Франциска. Тот во второй раз при-казал отнести его ещё дальше, но фазан опять вернулся к дверям кельи и спрятался под рясами братьев, стоявших там на пороге. Тогда, обнимая его и лаская нежными словами, святой повелел, чтобы его заботливо кормили.
Один врач, из почтения к святому, захотел держать фазана у себя дома. Он унёс его к себе домой, но фазан, совершенно не хотел прикасаться к пище, как будто он был обижен разлукой со святым.
Поражённый врач сразу отнёс его обратно и рассказал обо всём случившемся. Фазан при встрече со святым Франциском, оставил всякую печаль и начал радостно есть.
Франциск не желал никому зла, и все стремились не сделать зла и ему. Душа его, очищенная покаянием и возвышенная любовью, приобрела право царствовать над природой, которым пользовался Адам в земном раю, и утратил, согрешив. Человеку, вновь ставшему безгрешным, вто-рит всё сущее в своей невинности. Святой Франциск, наделённый спо-собностью во всем, даже в зверушках, растениях и камнях, видеть тво-рения Отца всего сущего, никогда не думал о них как о низших, но считал их братьями и относился к ним с такой любовью, такой почтительно-стью, которой не был наделён, ни один человек на свете. Пожалуй, так чувствуют лишь добрые дети, умеющие беседовать с животными и растениями. Поэтому со святым Франциском произошло то, чего не было ни с кем все, кто почувствовал его любовь, сами полюбили его.
Неизвестно, Франциск ли постиг мудрость зверей или звери поняли Франциска, почуяв его любовь и расположение к ним. Они любили его, доверялись ему, как тот зайчонок, фазан, волк, сокол, ласточки, мало того как цветы и травы, вода и солнце. ( 1 ).
Церковь верит, что в отличие от других лю-дей святым дана возможность участвовать в жизни мира и после их смерти. Святой Франциск Ассизский является покровителем экологии.
Красота и загадочность личности святого Франциска привлекали и продолжают привлекать к нему сердца людей. Отношения святого Франциска ко всему живому в природе, не оставило равнодушным и меня, неудивительно, что святому Франциску хочется подражать.
Кстати, к францисканскому движению принадлежали Христофор Колумб, Васко да Гама, Джотто ди Бондане, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Мигель де Сервантес, Томас Мор, Дунс Скот, святой Максимилиан Кольбе
Жить по францискански значит стать безумным ради Бога, сойти с ума от любви к Нему, ибо Он достоин такой любви. Св. Максимилиан Кольбе в своём дневнике написал: Не верю, что найдётся на земле человек, который не жаждал бы счастья, огромного, беспредельного счастья, то есть Бога.
Свои зарисовки о природе я посвятил святому Франциску Ассизскому, я благодарен ему за то, что он научил меня францисканской любви

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сергей
Сергей
Был на сайте никогда
Родился: 19 Марта
Читателей: 15 Опыт: 0 Карма: 1
все 10 Мои друзья
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Клуб любителей кофе Пользователь клуба
Кулинария Пользователь клуба
Рок музыка Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба